swamp_lynx: (Default)
[personal profile] swamp_lynx
"Рупор американской пропаганды «Радио Свобода» не менее получаса издевался над моим предложением упразднить в России курсы критического мышления и фактчекинга как подрывные русофобские инструменты. Эти курсы можно встретить в лучших университетах страны на гуманитарных факультетах, о чем они рассказали сами, сделав из университетов репортажи. В итоге дело было представлено таким образом, что я намерен запретить не конкретные курсы, а само критическое, свободное мышление, и даже – мышление в принципе. Досталось и в соцсетях-телеграмах – сотни издевательских постов." Дмитрий Винник.

"Без краткого философского введения о природе критического мышления не обойтись. Человек, как известно, существо разумное, то есть мыслящее. Про свойства мышления споры будут вестись бесконечно, но большинство философов согласны, что способность к рефлексии и способность к сомнению к таким свойствам, несомненно, относятся. О чем бы человек ни размышлял, он будет сомневаться. Характер и мощь мышления являются врожденными, но эту способность можно развить. Как? С одной стороны, всякое мышление предметно – и занимаясь некой наукой, мы неизбежно развиваем мышление. С другой стороны, сама способность к суждению, безотносительно того, о чем она, тоже тренируется. Для этого существует наука логика, которую в университетах преподают уже почти тысячу лет.

Наука, как известно, ставит своей целью установление истины. Это означает, что всякое академическое образование научает человека отличать истину от лжи.

Однако относительно недавно настали новые времена и появились новые дисциплины, претендующие на воспитание нашего мышления. Опущу дисциплины на гуманитарных факультетах, в названиях которых присутствует модное слово «когнитивный» в самых экзотических словосочетаниях. Это однодневки.

А вот «технология развития критического мышления» (ТРКМ или RCMCHP) и курс фактчекинга (проверки фактов) активно поддерживаются и продвигаются Западом в отечественном образовании и даже в бизнес-консалтинге. Нередко эти курсы рекламируются в рамках повышения так называемой медиаграмотности и активно предлагаются всяким инфоцыганами. Авторы курсов спекулируют на засилье дезинформации в интернете и настаивают на том, что для защиты от манипуляций следует специально учится критическому мышлению и неким особым навыкам проверки фактов.

Если вы думаете, что на этих курсах преподается формальная логика и теория аргументации, рассказывается об «идолах» Фрэнсиса Бэкона, методах индукции Бэкона – Милля и учении о методе Декарта, то вы ошибаетесь. Такое случается крайне редко. Вместо этого вы столкнетесь с необходимостью осваивать некие эвристические приемы с экзотическими названиями: «шесть шляп», «синквейн», «кластер», «инсерт» и «фишбоун». Вас заставят рисовать схемы в виде рыбьего скелета, писать пятистрочные стишки и делить свое мышление на шесть режимов, ассоциируемых с цветными шляпами.

Эта технология для детей была изобретена в середине 90-х годов ХХ века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и другими. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Написав две диссертации и десятки научных статей по философии сознания, подробно изучив все исторически известные формы скептического мышления и рефлексии, я считаю, что критическое мышление есть исключительно простая по своему проявлению способность ­– видеть изъяны в обоснованиях и доказательствах. Для этого требуется видеть нарушения логики и владеть предметом. Без объективных знаний и опыта на одной логике далеко не уедешь, ­хотя беспардонные спекуляции обнаруживаются сразу. Но ведь и спекулятивный аргумент в защиту некоторого тезиса не означает с необходимостью, что тезис непременно ложен!

Впрочем, для Д. Стил думать критически есть нечто иное: это «означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы… критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах…». То есть в религии, семье, патриотизме есть смысл сомневаться, поскольку они общеприняты. А если вам придет в голову усомниться в справедливости льгот для сексуальных меньшинств на Западе, то вежливо будет промолчать, поскольку эти нормы общеприняты еще не до конца.

При этом утверждается, что развитие критического мышления имеет «беспредметный характер» и «технологично». Иными словами, ребенку прививается навык раскладывать любое содержание на некие забавные схемки, даже если речь идет об органической химии или тригонометрических функциях. Вместо того, чтобы освоить таблицу Менделеева как она есть, его попросят засунуть эту таблицу в рыбий скелет или расписать на шесть шляп. Не получается? Тем хуже для таблицы Менделеева, ведь «знания курса надпредметны и универсальны».

В описании многих курсов вы встретите такие принципы как «критически относиться к любым утверждениям» и «не принимать ничего на веру без доказательств». Мы настолько привыкли это слышать, что слух уже ничего не режет. А напрасно. Это внушается дошкольникам и школьникам в тот период жизни, когда им, напротив, следует освоить множество норм и правил. А для этого их следует воспринимать буквально и безоговорочно. Статус авторитетов, в том числе школьных учителей и университетских преподавателей, также ниспровергается. О негативных последствиях внедрения подобного теоретико-познавательного релятивизма предлагаю читателям поразмышлять самостоятельно.

Технология развития критического мышления чем-то отдаленно напоминает эвристику ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), но дистанция между ними космических масштабов. Какое отношение этот вздор имеет к способности мыслить как таковой? Это не что иное, как речекряк, убогий новояз для обучения «эффективных менеджеров» в кастрированных колониальных колледжах. Это для тех, кому недоступно абстрактное, теоретическое мышление. И это вполне соответствует примитивной американской философии прагматизма.

Одно из следствий подобного гиперкритицизма и релятивизма, на которое я постоянно обращаю внимание: студенты-первокурсники боятся выбрать некую точку зрения даже в учебных целях. Я уж не говорю о решимости ее отстаивать. Это хорошо видно по студенческим эссе ­– просьбы выбрать ответ на некий вопрос и аргументировать его подавляющим большинством студентов игнорируется. Им просто не хватает решительности. Студенты предпочитают умничать в стиле «с одной стороны…, с другой стороны…». Они не могут определиться даже для учебных целей с вопросом «Вживлять в мозги чипы – это хорошо или плохо?» И это простой вопрос. Несложно пойти дальше. Воровство морально допустимо или нет? А убийство?

Показываешь сотне студентов откровенно безумные примеры современного искусства, задаешь вопрос: «Это красиво?» В мое время начали бы смеяться и нашлись бы те, кто сказал: «Да я сам не хуже нарисую!» А сегодня – сначала молчание, а потом умничанье про то, что красота понятие субъективное…

Что означают эти примеры? Они означают, что мы уже получили поколение тех, у кого напрочь отбита способность к самостоятельному моральному и эстетическому суждению. Зачем тогда нам вообще нужна эстетика как предмет, если мы не способны судить, что есть красивое, а что безобразное?

Впрочем, не все курсы критического мышления столь примитивны. Но это не значит, что они менее вредны. Например, психологи и философы из МГУ создали курс «Критическое мышление. Научный интенсив для детей». Да, в самом начале этого курса вы узнаете о радикальном сомнении Рене Декарта. Декарт был столь радикален, что усомнился не только в реальности окружающего мира, но даже в существовании собственного тела. Об этом ребенку расскажут в девять или десять лет. А на психическую устойчивость перед началом курса детей проверяют? Ведь может случиться и так: сегодня ребенок узнает, что это вполне логично – прийти к выводу, что на самом деле нет не только папы и мамы, но и его самого. И что он будет делать с этим «знанием»?

Еще пример откровенно деструктивной для общества установки из подобного онлайн-курса: «Вот лишь малая часть ситуаций, когда критическое мышление отключается: «Я чувствую, что должен так поступить. Это мой долг». Далее сообщается, что апелляции к моральному долгу «один из самых сильных способов манипуляции». Автор курса пишет, что его цель «объяснить любому человеку, что такое критическое мышление и как его развивать, что особенно важно в эпоху информационного шума, где со всех сторон нас окружают манипуляции, пропаганда и фальсификации». Кстати, хочется задать вопрос: почему к слову «пропаганда» не добавлено прилагательное «враждебная»? Потому что вообще-то пропаганда – это не что-то плохое; пропаганда патриотизма и семейных ценностей – не во зло, а на благо.

В качестве примеров на курсах критического мышления часто рассматриваются ляпы отечественной пропаганды, вырванные из контекста слова наших дипломатов и лидеров, наши внешнеполитические тезисы высмеиваются, как плод больного разума.

На курсах по критическому мышлению учат задавать некие «критические вопросы». Но никаких собственно критических вопросов в логике просто не существует! Более того – абсолютно любой вопрос потенциально несет критическую функцию, если на него затруднительно ответить. Так что же это такое – критические вопросы?

Выпускница ВШЭ приводит пример, как она успешно освоила критическое мышление на английском языке, вступив в полемику с бабушками. «Бабушки сказали, что Франция хочет получить доступ к Черному морю. Вопрос: где Франция, а где Черное море? Зачем Черное море Франции?!» Выпускница, очевидно, считает, что ответов на эти риторические для нее вопросы нет и быть не может, поэтому они и есть «критические». Но они есть, просто ей не хватает знаний – несмотря на то, что она читает в оригинале The Guardian и заканчивает магистратуру одного из топовых университетов России.

ТРКМ носит «метапредметный» характер – это позволяет его успешным слушателям верить, что они совершили подлинный «апгрейд» своего разума и высокомерно тыкать учителям. Этот курс – один из шагов по дрессировке либеральных хунвейбинов.

Один мой коллега в уже далеком 2016 году попал на некий пятидневный семинар для молодежи по «примирению Украины и России и возможные пути решения с позиций простого человека». Дополнительно рекламировалось именно возможность научиться критически мыслить. Оплачивался семинар немецким фондом Роберта Боша. Крайне любопытны были принципы семинара.

Во-первых, внушалась «Я-позиция» – рассуждать можно только о том, с чем столкнулся сам и только о своих интересах и потребностях. Ни в коем случае не об общих интересах и, не дай бог, об интересах государства. Эти метод не новы, я хорошо помню, как на семинарах «методологов» в перестройку высмеивали тех, кто говорил «мы». «Кто это «мы»? Ты кто такой, чтобы говорить от лица народа, государства или даже своего коллектива? Говори «я», не узурпируй власть и не обманывай нас».

Во-вторых, требовалось принять принцип «Истины нет» – не нужно доказывать свою точку зрения и опровергать чужую, ведь ваше мнение ничуть не лучше мнения другого.

В-третьих, внедрялся принцип «Слышать и слушать» – то есть не спорить, не доказывать свою позицию, а говорить самому и слушать другого. Через два дня тренировок по усвоению этих принципов приступали к рассмотрению российско-украинской конфронтации. Поскольку никакие исторические, политические и юридические аргументы не принимались («вы не специалисты в этих областях, а СМИ манипулируют»), всех подтолкнули к мысли, что конфликт для простого человека значения не имеет, поскольку интереса и потребности у него быть не может. В конце семинара требовалось придумать, как распространять эти принципы «критического мышления» вовне.

Для тех, кто знает, как организована работа в тоталитарных сектах, видно, что эти методы были использованы в полной мере, включая психофизические приемы, которые я опустил. Целей у этого и прочих подобных семинаров – две. Самая фундаментальная цель – атомизация общества с помощью внушения эгоистического отношения ко всему с позиции только собственных интересов и потребностей, а также разрушение классического представления об объективной истине, то есть распространение агностицизма. Агностицизм, напомним, есть предельная форма скептицизма. Поэтому все закономерно – критическое мышление, доведенное до своего логического конца, есть мышление совершенно потерянное и распавшееся. Вот так на немецкие деньги у нашего народа разрушают классические аристотелевские представления об истине. Малая цель семинара – внушить принципиальное недоверие к официальной позиции России по украинскому вопросу с целью снижения общественной поддержки.

Это всё не новая история. Однажды нас во время перестройки уже купили «новым мышлением», теперь развращают «критическим». Цель этих курсов далеко не только инспирация недоверия к прогосударственным медиа, их главная цель – индукция в обществе атмосферы всеобщего недоверия, распространение паранойи и снижение общего интеллектуального уровня. Да, именно так – гиперскептицизм совершенно не совместим с усвоением сложных предметов. Взяв на вооружение тезис «не принимай ни одно утверждение на веру», невозможно выучить не только квантовую механику, но и школьный курс астрономии. Кроме того, это мощный инструмент подрыва авторитета учителей.

Западу не удалось подорвать Россию изнутри, расчет на либеральную «пятую колонну» полностью провалился. Был некий расчет на культурную фронду, но гражданское общество и государство взялись за оздоровление культуры. Осталось издательское дело, наука и образование, где позиции Запада еще сильны, где ему удается маскировать свои планы. Расчет был на то, что на фоне явных проблем с дезинформацией в интернете ни у кого не поднимется рука придраться к «столь актуальным» курсам медиаграмотности, фактчекинга и критического мышления. Курсам, которые являются бомбами замедленного действия под саму ткань нашего общества, под наше доверие друг другу, способность доверять власти и научному знанию.

Технология развития критического мышления основана на утверждении, что это некая универсальная, «надпредметная» способность, которой можно обучиться в чистом виде. Но для того, чтобы развивать способность отличать истину от лжи, нужно просто хорошо преподавать научные дисциплины. Они все – про истину. А также философию и формальную логику. Она же называется логикой Аристотеля. В классических университетах ее преподают до сих пор. А в колониальных колледжах по подготовке гауляйтеров из местных аборигенов штудируют несусветную ахинею от Госдепа США на языке Бивиса и Баттхеда, специально созданную для того, чтобы папуасы не доверяли собственным властям, но безоговорочно принимали на веру любую ложь Вашингтона.

Запомните эти слова: «критическое мышление», «медиаграмотность», «фактчекинг». Будьте внимательны – это может означать совсем не то, что вы ожидаете."

Date: 2024-01-29 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Наука (https://www.livejournal.com/category/nauka?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2024-01-29 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com

"Наука, как известно, ставит своей целью установление истины. Это означает, что всякое академическое образование научает человека отличать истину от лжи".



И кто же этой науке лжёт — жидо-масоны?)


с ленинской с путинской прямотой:






Edited Date: 2024-01-29 08:11 pm (UTC)

Date: 2024-01-29 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Если разговор идёт на уровне школьников, то нормальный аргумент. А то я насмотрелся на людей, которые из-за этого фактчекинга сбежали из страны, а теперь переживают, что всё плохо. Чтобы назад вернуться, надо признаться себе, что глупость совершил, а это же всё самоуважение продвинутого либерального человека ломает.

Date: 2024-01-29 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] irrazionalle.livejournal.com
Многабукаф, ниасилил. Извините.

Date: 2024-01-29 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com
заинтересовался этим вашим героем дня — яка мразота)) профессиональный доносчик (в любую сторону):

Из статьи Винника со скрепным названием "О соглашении попов и полицейских в светском государстве"

"Почитаем лучше Статью 1 Соглашения: «Стороны осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:— пропаганда российских традиционных и нравственных ценностей православной культуры,— воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;— развитие совместных социальных программ;— освещение деятельности Сторон в средствах массовой информации». Позвольте, на каком основании полиция города Новосибирска, орган государственной власти, должна участвовать (а как иначе понимать слово «взаимодействие»?) в пропаганде ценностей православной культуры? Почему полицейская управа  должно помогать епархии освещать в прессе ее достижения? Я понимаю, что РПЦ в России фактически превратилось в негласное министерство Публичной морали и Пропаганды;что подобных соглашений по стране заключено сотни, если не тысячи,что слова «духовность» и «нравственность» почти приватизированы клерикалами;что в церкви преобладают реваншистские настроения;что многие чиновники, чувствуя слабость в способности этического суждения, тешат себя иллюзиями, что суждения попов будут более осмысленными;что приглашать попов на презентации и прочие «разрезания ленточек» стало чуть ли не нормой делового оборота;что все нижеперечисленное по сути можно интерпретировать по-разному.Но, простите, какой такой стати нарушается буква Конституции: «Российская Федерация - светское государство. <…> Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»? Почему полицейские формально обязаны пропагандировать что-то православное, будь-то хоть ценности, форма одежды, манера кланяться в пояс начальнику или целовать ручку священнику? P.S.  Буду очень доволен, если Соответствующие органы охраны конституционного правопорядка обратят внимание на текст Соглашения.

И вот все у "вас" (как "вы" любите себя презентовать: мы, мы, мы...) такие...

Date: 2024-01-29 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Он высказывает свою точку зрения. Церковные люди, поливая помоями советский период, тоже свободно высказываются. Все мы хотим хорошего для страны, но в нашу эпоху может сработать только взаимное терпение, в том числе к такой резкости.
Да и люди, которые выбирают европейский путь есть, вот Межуев, например, очень хочет помириться. В Трампа многие верят. Я уж молчу об олигархах, которых без Запада не будет.
Живая страна с живыми людьми, а не мёртвым фактчекингом.
Edited Date: 2024-01-29 09:04 pm (UTC)

Date: 2024-01-29 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com

и много ещё у него этих — точек зрения? с какой периодичностью он их меняет? и в какой связи? а как к этому его доносу относится лично православный олигарх Малофеев — спонсор этого бунта идиётов?


кстати, жаль, что вы не жалуете фактчекинг — иначе не предъявили бы нам столь сомнительного персонажа, подобрали бы что-нибудь более "стойкое", с более "нордическим характером" (с такими никакого ЭСЭС не получится — над вами же смеяться будут)

Date: 2024-01-29 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Меня он вполне устраивает, всё по делу написал про фактчекинг. Сейчас куча людей, для которых нет никакой опоры, кроме как западное общество потребление, в которое надо любой ценой встроиться. А у нас разнообразие (и Сталин здесь, и Николай II, и ещё масса вариантов).
Нордические люди с характером — это 30-е — 50-е, а после уже таких не делали.

"С такими никакого ЭСЭС не получится — над вами же смеяться будут."

Ну это нескоро. В 60-е, может быть. Но до них надо ещё дожить.
Edited Date: 2024-01-29 09:38 pm (UTC)

Date: 2024-01-29 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] prizrak-liberal.livejournal.com

Короче, и с одной стороны Путин, и с другой тоже Путин.

Date: 2024-01-29 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mrkhaled.livejournal.com

Есть целые сайты, посвященные этому самому "фактчекингу". Там под флагом борьбы за объективность и проверку фактов продвигают нужную повесточку, вместо продвижения критического мышления продвигая довольно грубо сделанные поделки, рассчитанные на доверчивых и не дружащих с логикой людей.


И что весьма показательно, в спонсорах этих сайтов (люди ведь не за идею работают, а выполняют заказы) числятся западные фонды, в частности, на одном из сайтов видел один из соросовских фондов.

Date: 2024-01-30 02:02 am (UTC)
From: [identity profile] damirmur.livejournal.com

Содержание статьи — защищаем одну сторону медали, которая ближе к телу, опровергаем другую. Только это не медаль, у неё есть и третья и четвертая сторона, это объемная фигура. Та же христианская религия — реальна только реальность царствия Небесного, всё остальное — временные трудности, или ведически-буддистское — Жизнь иллюзорна, поэтому любые представления о ней доставляют страдания, поскольку они (представления о правильном и ложном) тоже иллюзорны. Пятая сторона, касается повседневности, любой человек долго занимающийся целенаправленной деятельностью, имеет представления о том, что в этой деятельности (хотя бы постоянное приготовление супа или борща) правильно, а что всё испортит и не получится.
Из этого вытекает, что критическое мышление приносит пользу, когда оно касается деятельности, приносящей какие-то ощутимые результаты, а без этого, любые техники и навыки критического мышления — научные, не научные, философские или психологические, приводят к нигилизму, отрицанию всего, и прочему бессмысленному умствованию, что в результате оборачивается алкоголизмом, самоубийством, психушкой.

Date: 2024-01-30 03:06 am (UTC)
From: [identity profile] alex-mashin.livejournal.com
Есть такое движение рационалистов, у истоков которого, как водится, стоит талантливый человек Элиезер Юдковский. У них есть вики (https://rationalwiki.org/wiki/Main_Page). Такого набора woke-, демократической и проукраинской пропаганды ещё надо поискать. Они даже не пытаются казаться объективными, вредя собственному делу. Видно, выдержки не хватило.
Edited Date: 2024-01-30 03:07 am (UTC)

Date: 2024-01-30 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] 9997999.livejournal.com
Вот бы так бились за формальную логику!

Date: 2024-01-30 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] timkaru.livejournal.com

Реален только макаронный монстр — и мы все ему снимся

Date: 2024-01-30 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

"Либеральные хунвейбины" – очень правильное определение. И в песне Высоцкого каждая строчка не в бровь, а в глаз, очень актуально звучит. Нынешние хунвейбины тоже очень "любят" картины... в супе и кетчупе, не любят учиться (дорого же и скучно), но любят митинги, а если нет возможности кого-нибудь побить (как БЛМ), то уж в соцсетях размазать по стене – одно удовольствие.


"«Кто это «мы»? Ты кто такой, чтобы говорить от лица народа, государства или даже своего коллектива? Говори «я», не узурпируй власть и не обманывай нас»."


Сразу напрашивается вопрос, а кто такие вы?


И еще один момент: некто пытается убедить меня, что я не имею права убеждать других и отстаивать свою точку зрения. А вот это уже действительно тоталитаризм.


И о деньгах. Запад никогда не станет тратить деньги, не будучи уверенным, что они принесут прибыль именно ему.


Очень дельная статья. А я-то считал "Взгляд" помойкой. Надо глянуть, как они там сегодня. Переобулись?

Date: 2024-01-30 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

А я на одном дыхании прочел и еще мало показалось.


Эх, люди мы с тобой розные!(с)

Date: 2024-01-30 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] irrazionalle.livejournal.com

Это у вас когнитивное искажение, вызванное временно-пространственным континуумом и реакцией расщепления белка в аминокислоты посредством биологического реактора.


Проще говоря — одно дело читать после обеда, другое дело — на ночь глядя, когда глазки слипаются.

Date: 2024-01-30 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] wampus-999.livejournal.com

Несовершенное существо человек, у него что вечером, что после обеда глазки слипаются, а после завтрака еще и работать надо)))

Date: 2024-01-31 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
а он точки зрения меняет? или моя маленькая девочка вообще не видит и не понимает его позиции, поскольку для нее критерий истины "Я мера всех вещей"?

Date: 2024-01-31 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] hillaine.livejournal.com

И еще один момент: некто пытается убедить меня, что я не имею права убеждать других и отстаивать свою точку зрения. А вот это уже действительно тоталитаризм.


Да. После хуцпы и псевдологики это любимое у либероидных товарищей — "говорите за себя", "говорите о себе", никакого общего и целого нет, "лишь согласное гуденье насекомых"... тьфу


Date: 2024-01-31 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com

а, вот и хамло прибежало... теперь можно быть спокойным: этот уютный порно-патриотический бложик обрел наконец свое истинное лицо — ловите сердечки от хозяина...


напоследок дарю — хозяину (остальные меня тут не особо интересовали) — краткое содержание последующих серий журнала:



Date: 2024-01-31 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Ну то, что социум с 90х сильно упростился — это не тайна. Но вы ведь не предлагаете альтернативу. Можно, конечно, уехать из страны, мечтать о том, чтобы принца Гарри сделали здесь царём, чтобы неумытых научил манерам, можно ползти на кладбище. Так что выбор лучшего из худших. Что он вам видится эстетически неприемлемым, ну так и советская власть для русских эмигрантов виделась эстетически неприемлемой, вспоминается Набоков, вот уж куда более желчно писал, чем вы. Ничего нового в общем. Тогда казалось, что Пушкина теряем, по сравнению с этим потеря Пугачёвой не самое страшное. В любом случае 95% того, что есть сейчас, будет смыто, так что я не вижу смысла убиваться.

В современной России — стране моральных уродов, улыбающихся рабов и тупоголовых громил — перестали замечать пошлость, поскольку в Советской России развилась своя, особая разновидность пошляка, сочетающего деспотизм с поддельной культурой. Владимир Набоков. Пошляки и пошлость.

Date: 2024-01-31 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com

Моё неприятие всегда относилось исключительно к политическому слою — это же очевидно... Меня заподозрить в "набоковщине"?!.. сильно удивлен...

Date: 2024-01-31 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
какие милые хохломакаки... ваши родственники?

не так давно я три года дискутировал с одной Очень Большой Рыбой, более 40 лет проработавшим журналистом, в т.ч. в Литгазете, так он мне все время ссылался на закон достаточного основания и методологическое сомнение - все надо подвергать сомнению, но истинного смысла этого закона он не понимал, и авторов сомнения не признавал за реальных людей, при этот постоянно пользовался фактчекингом (куча фактов вне всякого контекста), но не при СССР же он ему научился, а просто его дочка, видимо тоже журналистка, уже давно живет на западе, где и сама научилась, и папу научила... прям Юлия Снигирь, а не Маргарита

Date: 2024-01-31 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Посмотрите на свою картинку, она же прямо иллюстрация слов Набокова.
Ну а какой политический слой возможен после 90х? Циничный, манипулятивный, по западным образцам в общем. 30 абсолютно отвратительных во всех отношениях лет. Но опять же это не повод ползти на кладбище, и тяжелее времена были. И тяжелее будут.
Мне кажется, это у вас поколенческое. Всё таки те, кто родился в конце 60х - 70х (поколение X) должны были совсем другую страну строить, а оказались вне времени и вне (большого) пространства. Вот у меня брат был на 12 лет старше. Его 90е просто растерзали (он был очень добрым и иделистичным), причём убивали долго и мучительно, к началу 00х только тень осталась, и он покончил с собой.
Вот у меня иллюзий взяться неоткуда было, всё плохо, но могло быть хуже. Украинский вариант с господарём европейцем вполне реалистичным был и для России. Большое Сомали на всём СНГ. Так что да, сомнительный политический класс, но пока остаются шансы на будущее ползти на кладбище не хочется.
Edited Date: 2024-01-31 05:46 pm (UTC)

Date: 2024-01-31 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com
и картинка тоже — она имеет смысл именно в идеологическом контексте, так как я критически,
мягко говоря, настроен ге только ведь к либеральному крылу, но и патриотитисескому
Edited Date: 2024-01-31 06:01 pm (UTC)

Date: 2024-01-31 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Либеральное крыло предлагает Сомали прямо сейчас, условно патриотическое предлагает не спешить. Я прямо сейчас не хочу, всё очень просто. А какие они отвратительные все я вам расскажу не меньше, вот уж иллюзий нет. Просто смысла не вижу, время такое, искусственный мир по искусственным правилам.

Date: 2024-01-31 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ne-sbylos.livejournal.com
понятно, да

Date: 2024-01-31 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
условно патриотическое это театр Рене Генона и Юлиуса Эволы, межвоенное состояние ума и сердца европейского интеллектуала, которого достало индустриальное общество, и слева, и справа. Но патриотизм от Patria - Отечество, которое пожирает прогресс, и без глобального фазового перехода его не остановить. А это сброс всей технотронной инфраструктуры и новое Средневековье, мир отцовских традиций и аграрного общества с сословно-служилым строем и в 20 раз меньшим населением. Космическая же экспансия так и осталась мечтой 50-60-х

Date: 2024-01-31 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com
политика - искусство возможного.

но верить вам нельзя. ибо недавние реакции на некоторые базовые вещи сразу выдали инфантильное женское сознание
Edited Date: 2024-01-31 08:02 pm (UTC)

Date: 2024-01-31 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Наша актуальная элита — они патриоты поневоле, потому что их на Западе приговорили. Так-то они были настроены на вхождение в западные верхи. Поэтому есть некоторое ощущение, что их опять поманят пальчиком. Но, наверное, другого варианта и не могло быть после 90х. Люди-то готовы идти до конца, а элитам тяжело перестроиться, да и государственный каркас полулиберальный, не говоря уж про экономику (здесь проблемы у всех, в том числе у Китая).

Date: 2024-01-31 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Поколение конца 60х — 70х (Х) — оно, наверное, ближе всего к Западу, детство в сытом, благополучном СССР, где отцы либо пропадают на работе, либо тихо уходят в себя, доверяя воспитание матерям и обществу, где уже активно проникают западные образцы жизни. Поколение 80х — это поколение униженной страны, а до него поколение второй сверхдержавы, уверенности в завтрашнем дне. И поэтому сегодняшняя борьба на десятилетия во всё более жёстких условиях видится многим необязательной, что это всё искусственно. Зачем бороться, если можно сдать элиту и спокойно доживать.

Date: 2024-01-31 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] az118.livejournal.com

да, в школах и вузах после войны в основном женщины преподавали

Profile

swamp_lynx: (Default)
swamp_lynx

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617 181920
2122 23 24 25 26 27
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 02:13 am
Powered by Dreamwidth Studios