
В истории со Стрельцовом дело исключительнов в его социальной незащищенности, о чём ещё говорил Валентин Иванов «сильнее всех на футбольном поле и слабее всех за его пределами», оказался не в том месте, не в то время. Впрочем, именно такие люди всегда становились феноменами, что Марадона, что Черенков, тот же Тайсон, Фишер жили немного в другом мире, чем наш, в этом с ними могли делать всё, что захотят, способа защиты они просто не знали.
– Как то меня спросили, за что я люблю футбол. Сам я себе такого вопроса никогда не задавал и потому сразу не нашелся, что ответить. Да и вообще, наверное, так ставить вопрос неразумно. Вот что больше всего ценишь в футболе? – можно спросить. Я ценю в футболе мысль, вижу в нем прежде всего игру, очень очень интересную, главным образом потому, что в ней надо думать.
- Но по-настоящему, — признавался Эдуард Стрельцов в книге «Вижу поле...», — моей командой был, конечно, «Спартак». Спартаковская игра удивляла меня своей раскрепощенностью. Никто не жадничал — все играли в пас. Я чувствовал, что в «Спартаке» ценят игрока понимающего: когда придержать мяч, когда отдать.
Марадона обладал самым важным для любого спортсмена, он умел влюблять в свой вид спорта, больше такого не будет, скорей всего, никогда. Не вижу чем его разгульная жизнь отличается от скучной и неинтересной жизни Пеле. Он делал в жизни то, что хотел, тем же занимался и на поле, именно оттуда слёзы после финала ЧМ-86, слёзы мальчика, который любит соревноваться и который единственный знает как победить. Гений и дело тут не в финтах, а в природном даре, который он сохранял долгие годы, несмотря на то, что били его по ногам больше, чем кого-либо. ЧМ-94 был последним великим чемпионатом мира, а потом с футболом случилось то же, что и Марадоной, его загнали в рамки, лишив единственного, за что все и любили. Россия - Голландия уже выветрилась из головы, а Италия - Нигерия помню как будто это было вчера.
Да, всё изменилось, только я уверен, что подобные таланты, как Стрельцов и Марадона, и сейчас рождаются, но реализовать это сегодняшний мир даёт в меньшей степени.
Социум это определенные правила, по которым живут люди и он, естественно, ограничивает их в правах, потому что если каждый делал, что хотел, люди бы не смогли жить вместе. Так было всегда и отличие сегодняшнего положения мне видится в увеличении и усложнении этих правил даже в тех случаях, когда ситуация того не требует, что является бОльшим давлением на психику, а, соответвенно, на возможности человека реализовывать свой талант.
Всё это результат общественных явлений, происходящих в мире, да, грязь, опасность убрали, но вместе с ней и жизнь, которой всегда спорт и был интересен, Формула 1 в этом смысле особенно показательна. А произошло так, потому что решили сделать всё попроще, ведь новое поколение оно вообще простецкое, потребители с промытыми мозгами. Баланса не нашли, выхолощенный спорт в окаменевших остатках которого есть редкие жемчужины, вроде Фелпса, Болта, Ян Вэя, Армстронга, Тевеса.
На последнем ЧМ канадцы играли совсем не в канадский хоккей, за что и поплатились. Техника без силы духа теряет большую часть своей привлекательности. Как сохранить баланс между техникой и силовой стороной спорта, крайности, как видно на примерах, ни к чему интересному не приводят. Те же процессы ведь не только в хоккее, но и футболе, который заполонили плаксивые девочки и трусоватые хамы. В этом смысле показательна провокация Тевеса в финале Лиги, без которой ничего бы МЮ не светило даже с полудохлым Челси, человечище из прошлого. Балерун Роналду, как и бесстрашный Терри свои пенальти смазали, не выдержав давления.