Лекарство от одиночества
Apr. 19th, 2020 05:24 pmПо мотивам обсуждений в ру_психолог, где одна из участниц предложила алгоритм по завоеванию сердца любимого. Бывает полезно взглянуть на ситуацию без романтических иллюзий. У меня есть одинокие знакомые мужчины и женщины, которые ждут того самого (ту самую) по пятнадцать и более лет. Постоянно об этом говорят, пишут, что очень нужно. Но при этом не готовы отказаться от каких-то привычек, которые будут минусом для подавляющего большинства мужчин и женщин. Не готовы развивать социальные умения. То есть они хотят их развивать, но сначала должен появиться тот самый (та самая), который примет их такими, какие есть. Вреднейшая иллюзия из романов в дешёвых обложках. Да, иногда противно и мерзко продвигаться по социальной лестнице, да, бывает противно и мерзко готовить или зарабатывать. Например, потому что мама колотушкой заставляла это делать (или папа ремнём). Но недостаток таких вещей бросается в глаза. Лучше уж сразу осознанно и честно сказать себе, что хочу быть одна (один), потому что лень работать над тем, что нужно в длительным отношениях.
«Чунгкингский экспресс» (англ. Chungking Express)
just_len. В моем окружении разваливаются семьи, где каждый партнер максимально старается не напрячься, не уступить и не вложиться больше другого. Здесь эти тенденции тоже местами просматриваются, кстати.
И все вот эти фокусы с готовкой в качестве "приманивания мужа" я рассматриваю скорее как демонстрацию готовности трудиться на общее благо, причем систематически и не всегда в удовольствие. К сожалению, этот навык частенько бывает нужен, причем в самый неподходящий момент (взять хотя бы пост айтишника с двумя детьми). Хорошо рассуждать про "не люблю, не хочу и не буду", но иногда вот надо, и все тут. И если партнер "не держит удар" - это грустно.
Просто нет привычки напрягаться, вот и все. Банальные вещи, такие, как приготовить поесть из вменяемых, а иногда даже полуготовых продуктов, почему-то воспринимаются как нечто, требующее огромного труда. Странно, если честно. Мне достаточно лет (50 вот исполнилось), чтобы помнить, скольких усилий стоил обычный обед в советское время, когда за любым продуктом надо было отдельно постоять в очереди, причем в отдельном магазине. И я помню прекрасно, каково было растить детей в 90-м году, без продуктов и памперсов. Что удивительно, никто не жаловался. И я б сказала, что народ в среднем был не менее, а то и более, счастливым.
Опять же. Любовь прошла, а дети (и обязанности) остались. Все равно напрягаться надо, хоти или не хоти. Партнер недостаточно ценит - это опять из области подсчетов, не? Ааа, караул, недодают! Я не про сильные перекосы, когда один прям все, а другой прям ничего - из-за такого и раньше разбегались. А если партнеры работают примерно одинаково, а получают сильно по-разному, это как? Например, юрист и врач или учитель. Бегом делить бюджет? Странно все это, если честно...
В общем, я за старенькое "в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности" ...
swamp_lynx. Полностью согласен. Мелочное подсчитывание, кто сколько дал, это не про семью. И когда человек вкладывается по максимуму, то выигрывают все, только в этом случае получится жить полной жизнью. Это и есть свобода.
Ладно бы внешнее ограничение, а так некоторые люди сами себя ограничивают: "чтобы не прогадать", "пусть он (она) даёт больше", худший вид рабства.
por_bajin. Мне кажется, не бывает отношений, где не надо себя ничего "заставлять" - специально беру слово в кавычки, потому что имею в виду не ломание себя об колено, а исключительно преодоление собственных недостатков, мешающих отношениям привычек и прочего. А это тяжело и неприятно, и да, приходится иногда себя заставлят, если человек и отношения с ним представляют ценность большую, чем отсутствие необходимости напрягаться.
И мне кажется, многие упускают из виду чрезвычайно важный аспект еды - культурно-символический, а именно его могут иметь в виду под "женщина готовит" не в последнюю очередь, пусть и не формулировать сознательно.
zim_zimn . Тут ситуация такая, что надо демпинговать и, в самом деле, учиться печь пирожки. Через отвращение и через "не могу, это не моё!", начинать возиться с тестом, возвращаться к чему-то материальному.
swamp_lynx. Людям в 21-м веке навязывают, что быть собой - это потакать себе, а не следовать за своей целью. Получается бесцельное существование. И вот защищается такой человек, а чего защищается и сам не знает, привычка.

«Чунгкингский экспресс» (англ. Chungking Express)
just_len. В моем окружении разваливаются семьи, где каждый партнер максимально старается не напрячься, не уступить и не вложиться больше другого. Здесь эти тенденции тоже местами просматриваются, кстати.
И все вот эти фокусы с готовкой в качестве "приманивания мужа" я рассматриваю скорее как демонстрацию готовности трудиться на общее благо, причем систематически и не всегда в удовольствие. К сожалению, этот навык частенько бывает нужен, причем в самый неподходящий момент (взять хотя бы пост айтишника с двумя детьми). Хорошо рассуждать про "не люблю, не хочу и не буду", но иногда вот надо, и все тут. И если партнер "не держит удар" - это грустно.
Просто нет привычки напрягаться, вот и все. Банальные вещи, такие, как приготовить поесть из вменяемых, а иногда даже полуготовых продуктов, почему-то воспринимаются как нечто, требующее огромного труда. Странно, если честно. Мне достаточно лет (50 вот исполнилось), чтобы помнить, скольких усилий стоил обычный обед в советское время, когда за любым продуктом надо было отдельно постоять в очереди, причем в отдельном магазине. И я помню прекрасно, каково было растить детей в 90-м году, без продуктов и памперсов. Что удивительно, никто не жаловался. И я б сказала, что народ в среднем был не менее, а то и более, счастливым.
Опять же. Любовь прошла, а дети (и обязанности) остались. Все равно напрягаться надо, хоти или не хоти. Партнер недостаточно ценит - это опять из области подсчетов, не? Ааа, караул, недодают! Я не про сильные перекосы, когда один прям все, а другой прям ничего - из-за такого и раньше разбегались. А если партнеры работают примерно одинаково, а получают сильно по-разному, это как? Например, юрист и врач или учитель. Бегом делить бюджет? Странно все это, если честно...
В общем, я за старенькое "в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности" ...
swamp_lynx. Полностью согласен. Мелочное подсчитывание, кто сколько дал, это не про семью. И когда человек вкладывается по максимуму, то выигрывают все, только в этом случае получится жить полной жизнью. Это и есть свобода.
Ладно бы внешнее ограничение, а так некоторые люди сами себя ограничивают: "чтобы не прогадать", "пусть он (она) даёт больше", худший вид рабства.
por_bajin. Мне кажется, не бывает отношений, где не надо себя ничего "заставлять" - специально беру слово в кавычки, потому что имею в виду не ломание себя об колено, а исключительно преодоление собственных недостатков, мешающих отношениям привычек и прочего. А это тяжело и неприятно, и да, приходится иногда себя заставлят, если человек и отношения с ним представляют ценность большую, чем отсутствие необходимости напрягаться.
И мне кажется, многие упускают из виду чрезвычайно важный аспект еды - культурно-символический, а именно его могут иметь в виду под "женщина готовит" не в последнюю очередь, пусть и не формулировать сознательно.
zim_zimn . Тут ситуация такая, что надо демпинговать и, в самом деле, учиться печь пирожки. Через отвращение и через "не могу, это не моё!", начинать возиться с тестом, возвращаться к чему-то материальному.
swamp_lynx. Людям в 21-м веке навязывают, что быть собой - это потакать себе, а не следовать за своей целью. Получается бесцельное существование. И вот защищается такой человек, а чего защищается и сам не знает, привычка.

no subject
Date: 2020-04-19 02:26 pm (UTC)LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Отношения (https://www.livejournal.com/category/otnosheniya?utm_source=frank_comment), Психология (https://www.livejournal.com/category/psihologiya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
no subject
Date: 2020-04-19 03:13 pm (UTC)Почему? Чем лучше?
no subject
Date: 2020-04-19 03:25 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 03:44 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 05:04 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 06:58 pm (UTC)Не уверен, что это будет хорошо. Человек может не быть способным преодолеть ограничения своей инфантильности, но он может постепенно устранить саму инфантильность. Это возможно, хотя и неимоверно трудно. Это требует не столько социальных, сколько внутренних усилий, и, конечно же, помощи терапевта.
Но что же будет двигателем подобного изменения? Только любовь к людям, которая, к счастью, всегда у нас остаётся.
no subject
Date: 2020-04-19 07:46 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 08:23 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 08:44 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 08:53 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 09:05 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 03:38 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-19 04:26 pm (UTC)Кто-то из психологов сравнил семью со стадом замерзающих дикобразов. Они жмутся ближе к друг другу, чтобы согреться. Но когда они подходят слишком близко, то иглы начинают колоть их, и они разбегаются в сторону. Но холод гонит их вновь друг к другу.
Это прекрасная метафора семьи. Быть вместе не сливаясь, уметь вытроить границы не потеряв близости - сложно. Поэтому замуж лучше выходить пораньше, пока психика ещё пластична и может легче подстроиться.
Нынешняя ситуация, когда задумываться о замужестве начинают за 30, приводит к тому, что люди не могут справиться с новой реальностью и убегают обратно в одиночество.
no subject
Date: 2020-04-19 05:08 pm (UTC)no subject
Date: 2020-04-20 02:35 pm (UTC)Мне показалось, что основная проблема в том, что напряженно пытаются понять, как оно всё работает — преимущественно те, у кого всё семейное или сам переход к семейной жизни оказался сложной проблемой. Т.е. те, у кого "само собой" семьи не получается. И на этой почве вырастают разнообразные рационализации, как всё устроено и что с этим делать)
Ну, вот сижу я в "белом пальто" (с многократными предложениями руки и сердца в мой адрес и долгим счастливым браком) и стесняюсь что-то сказать, потому что как-то слишком легкой, или правильной, или несовременной буду казаться. Как прокомментировал зачитанное мной из вчерашнего обсуждения муж, "а есть просто те, на ком все хотят жениться"))
Всегда чувствовалось, что нормально идти навстречу близкому человеку. Нормально заботиться о своей семье, вкладываться по полной, не считая, и искренне ценить сделанное партнером. Перефразируя известное, любить не себя в семье, а семью — в себе.
И с каких пор приготовление ужина стало проблемой? И — мучаюсь второй день любопытством — какое именно мифическое саморазвитие, о котором в обсуждении столько сказано, этому так мешает? Вокруг меня много интересных молодых женщин, кто-то доктора наук, кто-то кандидаты, многие замужем. Готовят все, не делая из этого великого мученического подвига и не предъявляя за это счет. Делают просто потому, что могут — могут позаботиться о любимых и так.
Вы пишете: "Лучше уж сразу осознанно и честно сказать себе, что хочу быть одна (один), потому что лень работать над тем, что нужно в длительным отношениях." Боюсь, это не про лень)
no subject
Date: 2020-04-20 03:25 pm (UTC)Как правило, у одиноких либо развелись родители, либо у родителей были очень напряжённые отношения. У всех моих знакомых с этой проблемой всё довольно похоже. Толстой был, конечно, неправ, правильно так: «Все несчастные семьи похожи друг на друга, каждая счастливая семья счастлива по-своему.»
Почему надо выпасть из социума - чтобы не защищаться от тех, у кого всё хорошо, человек сам себе доказывает, что у него не хуже. Сегодняшнее общество очень конкурентное, в итоге люди укрепляются в своих разрушительных установках, они защищают собственную неустроенность. Поэтому Вам и неловко писать, Вы же им больно сделаете.
Вот у меня знакомая про счастливый брак сказала, что это бывает в одном случае из миллиона. То есть она ради сохранения самооценки обесценивает устроенную жизнь, где супруги поддерживают друг друга, что встречается не так уж редко, и ждёт какую-то фантастическую любовь из женских романов, которой не бывает.
no subject
Date: 2020-04-20 05:07 pm (UTC)Почему у Вас сложилось такое впечатление?)
Если максимально искренне, то, если пунктиром, так:
мои родители разводились несколько раз, я каждый раз оставалась с отцом. Соответственно, я росла практически без матери, все заботы о доме, отце и младших с моего дошкольного возраста были моей ответственностью. Не буду глубже уходить в эту историю) Но это трудно назвать идиллическим детством)
В результате я многому научилась, в том числе, как сказал один мой друг, собирать слово счастье из четырех известных кубиков)
Иногда мне даже кажется, что вот это "я не хочу", "кругом абьюз", "меня никто не понимает" — это роскошь, которую вынесли из своего благополучного детства дети любящих родителей, о которых заботились. А теперь им трудно отказаться от детских привилегий.
Но я прекрасно понимаю, что и вот эта моя мысль выше (детям из благополучных семей трудно создать свою семью) и то, что предположили Вы (детям из неблагополучных семей трудно создать свою семью) — всё это игры разума. (Психолог бы сказал "имплицитные теории личности", но не будем ругаться терминами)) Это же в природе человека — создавать обобщающие логические конструкции на основе всегда ограниченного личного опыта. Так мир кажется объяснимее и безопаснее.
2. Поэтому Вам и неловко писать, Вы же им больно сделаете.
Думаю, не по этой причине.
Скорее потому, что не хочу быть заподозренной в высокомерии (его нет, но письменная речь интонации не передает и оставляет огромное поле для болезненных проекций).
И потому, что не вижу смысла и цели в ввязывании в атмосферу спора. Вы говорите о том, что каждый будет защищать свою картину мира. И я тоже так это чувствую.
3. Про "выпасть из социума" — кажется, я не до конца понимаю Вашу мысль. То есть понимаю а) про необходимость автономии личности для развития и самоактуализации и б) про защитные механизмы психики, которые каждого из нас заставляют поддерживать выгодные для самооценки иллюзии. Но не вполне чувствую их связь, когда Вы говорите об этом.
Если у Вас будет желание (сейчас или позже) объяснить, буду рада Вас услышать.
В любом случае — спасибо Вам, что дали мне возможность сказать об этом: материал сам заряженный эмоциями, и в сообществе я бы сделать этого не смогла.
no subject
Date: 2020-04-20 06:33 pm (UTC)Не встречал такого. Во всех случаях какая-то видимая проблема. То есть я встречал, когда мама в одиночку воспитывала ребёнка (или бабушка, или дедушка), и у него всё сложилось хорошо. Вот в Вашем случае встретил человека, которого отец воспитывал. А такого, что любящие родители, а вырос самовлюблённый и неприспособленный к жизни человек, не вспомню. Ему бы очень сильно пришлось себя ломать, чтобы быть несчастным. Теория Эрика Берна о сценариях очень даже рабочая.
"Про "выпасть из социума" — кажется, я не до конца понимаю Вашу мысль"
Современному конкурентному социуму выгодны люди, у которых не складывается жизнь. Окружающие склонны неосознанно поддерживать человека в его неудачах и заблуждениях, испытывая облегчение, что ему плохо. Как мне говорил один очень хороший психолог: "Дружба + социальные стереотипы = пара лицемеров или пара подлецов".
С другой стороны, сам человек испытывает облегчение, что его принимают, что он не один. И продолжает находиться рядом с теми, кто его незаметно топит, предпочитая не видеть положительные примеры, потому что для этого пришлось бы пройти через длительный период, наполненный страхом и болью.
no subject
Date: 2020-04-20 06:46 pm (UTC)Спасибо за Ваше объяснение.
no subject
Date: 2020-04-20 06:56 pm (UTC)