swamp_lynx: (Default)
[personal profile] swamp_lynx
"Экологическая повестка в последние десятилетия стала одним из главных направлений работы глобалистов. С практической точки зрения, это заметно по продвигаемой сейчас этими кругами концепции «большой перезагрузки» (The Great Reset) основателя Всемирного экономического форума Клауса Шваба. Её смысл в том, чтобы во имя экологии предлагается передать управление миром в руки слившихся воедино государств, корпорации и наднациональных институтов во главе с искусственным интеллектом.
На теоретическом уровне этому соответствуют культ природы как чистой материальности, пронизывающий установки ряда направлений трансгуманизма, рассуждения апологета киберфеминизма Донны Харауэй о ктул(х)уцене, как о конце антропоцентрической эры. В последнем случае, экологический нарратив переплетается с техноцентрическим и отрицанием человеческого.
Если мы обратимся к истории самых знаменитых экологических инициатив, от Всемирного форума дикой природы (WWF) до Greenpeace, до обнаружим в основании нынешнего экологического движения глобализм, мальтузианство, евгенику, обслуживание интересов мондиалистских кругов.
«Чтобы Природа жила, человек должен умереть», - этот приговор выносят практически все направления современного экологизма.
При этом, такой «экологизм» весьма особым образом относится к природе. В либеральных утопиях представителей WWF от неё остаются лишь резервации в мире победившего искусственного интеллекта, а в дискурсе самой Харауэй, её последовательниц из числа техно, кибер и ксенофеминисток и вдохновлённых лавкрафтианскими метафорами представителей объектно-ориентированной онтологии неминуемость экологических катастроф становится чем-то вроде самосбывающихся пророчеств." Александр Бовдунов.

"Возможно ли иное обращение к экологической проблематике, взаимодействию человека и животного мира, чем тот, что предлагается в рамках господствующего постлиберального дискурса? Пока условно правые не могут предложить ничего лучше, чем ситуативную поддержку индустриализма, отрицание изменении климата в духе Трампа и альт-райт. Различные версии экофашизма и анархо-примитивизма по понятным соображениям, остаются достоянием маргиналов и, как правило, лишены серьёзной философской базы.

В то же время, очевидно, что обращение к наследию Хайдеггера или Эрнста Юнгера с их размышлениями о технике, могли бы многое дать с точки зрения формирования нелиберального экологического дискурса, осмысления взаимодействия человека, природы и техники с точки зрения Четвёртой политической теории.

Однако, интересные и важные идеи можно обнаружить и в ином философском контексте: в рамках философии культуры и некоторых антропологических размышлений великого румынского философа Лучиана Блага и его постоянного собеседника, православного философа Василие Бэнчилэ.

Лучиан Блага: «онтологическая мутация»

Обращение именно к этой философской традиции в нынешней ситуации важно вот по какой причине: для глашатаев постгуманистического будущего будь то интеллектуальные радикалы типа Д. Харрауэй или представители глобалистского истеблишмента как К. Шваб характерно сращивание технологической и экологической повестки, равным образом, отрицающей человека. Казалось бы, именно развитие техники – причина деградации природы, однако мейнстримный экологизм сейчас призывает не остановиться в технологическом развитии, а сделать шаг вперёд в пользу более «безопасных» для природы технологий. И этот же шаг является шагом в сторону отказа от последних остатков человечности.

Антропоцентризм объявляется врагом и другими направлениями экологического мышления, в том числе глубинной экологией, критикующей техноцентризм современной цивилизации, но призывающей двигаться к не-антропоцентрическому пониманию взаимоотношений человека и природы.

В свою очередь философ (и биолог по своему второму образованию) Лучиан Блага ещё в 1930-х простую и одновременно глубокую формулу, которая объясняет этот кажущийся парадокс: между животным и техническим существованием нет принципиальной разницы. Принципиально нетехническим является именно человеческое, истинно и аутентично человеческое существование.

Эту мысль наиболее отчётливо Блага приводит в своей «Трилогии культуры», написанной в предвоенные годы. [В более поздней и завершающей философское здание Благи «Космологической трилогии» философ несколько иначе расставляет ньюансы. В частности, он приводит разделение между природной и человеческой техникой, отмечая, что цель человеческой техники в покорении природы и преодолении природного уровня. Поэтому для Благи культура – не вторая природа, а нечто принципиально иное. Цель техники в природе (использовании орудий труда животными) не создание этого второго измерения, а утилитарное обеспечение существования в рамках того же самого уровня, в котором они прибывали и ранее.]

Эта философия предельно трансцеденталистская, так как в ней человек осмысляется как существо, подвергшееся онтологической мутации, главное отличие которого от остальных живых существ – стремление заглянуть за пределы непосредственного. Человек, в таком случае, не может не быть метафизиком, не может не разгадывать тайну, которая находится за пределом непосредственно данного, так же как не может не любить, пишет Блага. Этот метафизический субъект в своём рывке к трансцендентному к принципиально непознаваемому Абсолюту (Великий Аноним) не может его познать окончательно, но зато создаёт культуру.

Все «виды животных», хотя, вероятно, и произведены множеством биологических мутаций, представляют только один онтологический тип, т.е. единственную онтологическую мутацию, поскольку все животные «существуют» одним и тем же образом: непосредственно и в целях безопасности, утверждает Блага. Человек же, может (и даже должен) существовать и иначе – не только взаимодействуя с непосредственно данным и не только в целях безопасности, но и в горизонте тайны и откровения.

Истинно человеческое существование по Благе – это существование в горизонте тайны и откровения. Оно порождает культурные формы, которые отличает наличие стиля как печати стремления к трансцендентному. Все же остальные живые существа живут в горизонте непосредственно данного. В рамках этого горизонта они могут создавать сколь угодно совершенные формы приспособления к этому непосредственно данному. Но действуя так, они создадут не культуру, а цивилизацию и технику. Так шпенглеровское противопоставление цивилизации и культуры начинает играть новыми красками:

«Цивилизация могла быть в конечном счете произведена видом животных, наделенным хорошим интеллектом», отмечает Блага.

Для техники и цивилизации в конечном счёте не нужен человек. Жизнь насекомых и цивилизация как приспособление к непосредственно данному без постановки глубинных метафизических вопросов – явления одного порядка. Человек, в свою очередь, это не просто умное или мыслящее животное (живое существо), но нечто большее.

Показательно как Блага в «Трилогии культуры» заочно спорит с Хайдеггером. Для него концепция Хайдеггера с его экзистенциалами Dasein слишком плоская, лишённая абсолютно необходимой для утверждения человеческого измерения вертикали. Блага тут отчётливо демонстрирует свой трансцендентализм, отказываясь принимать Хайдеггера именно из-за стремления последнего построить полностью имманентную философии.

Блага говорит, что такое отличие человека от животного, которое он видит у Хайдеггера, «всего лишь» градуально (что для самого Благи недостаточно), тогда как он сам постулирует резкий разрыв. Существовать как человек означает для Благи жить на дистанции с непосредственным, человеческая экзистенция – экзистенция прыжка в мистериальный горизонт, горизонт тайны.

«Непосредственное существует для человека только для того, чтобы его преодолеть. Непосредственное существует для человека только как переход. Как симптом чего-то другого, как сигнал «запредельного», - утверждает Блага.

Понятно, что в такой оптике отказ человека от трансцедентного измерения (что и происходит в Новое время) означает переход от уровня культуры к уровню цивилизации. Но это в рамках философии Благи уровень и природы и техники как таковой (техники лишённой последних остатков культурного измерения). При этом отказ от трансцедентного будет и отказом человека от себя самого. В итоге логически мы и должны получить природно-технологический симбиоз без человека, который провозглашает современный глобалистский мейнстрим.

Василие Бэнчила: вступление в «общество машин»

Концепцию Благи относительно различия между человеком и животным разделял и другой румынский философ, его постоянный товарищ по переписке, сторонник «автохтонизации философии» Василие Бэнчила. В эссе «Дух праздника» 1936 года (тогда же концепция Благи была провозглашена в работе «Генезис метафоры и смысл культуры») он также рассматривает в качестве отличительной способности человека «прыжок к трансцедентному».

«Трансцендентность, интуиция глубокой и сложной реальности - вот что делает культуру характерной. … Ценность культуры зависит от того, как она улавливает, организует и валорифицирует видения глубоких и сверхчувствительных реальностей. Без этого у нас нет культуры, но в лучшем случае виртуозность, знания, техника, утонченность - цивилизация. - пишет Бэнчилэ, далее вновь сближая «цивилизацию» и животный мир - У животных может быть цивилизация своего рода. Бобры обладают техникой, медведь бросает валуны или дрова - что можно рассматривать как случайные инструменты - пение некоторых птиц имеет непревзойденную изысканность. Но у животных нет ничего от того, что можно было бы назвать культурой».

В другом своём эссе, «Упадок праздника» Василие Бэнчилэ возвращается к теме взаимодействия человеческого и природного мира, отмечая один парадокс: современный человек провозгласил, что он по сути ничем не отличается от животного, ликвидировал трансцедентное измерение, не верит ни в Бога, ни в святых, ни в ангелов, считая себя эволюционировавшей обезьяной. Однако это привело его не к сближению с животным миром, а к отдалению, и его уничтожению. Вместо того чтобы сблизиться с миром природы, такой человек более всего сближается с машиной, теряя общество животных, он вступает в «общество машин».

В то же время, люди Традиции мыслили и действовали иначе. Для них было характерно иное отношение к природному миру. В частности, Бэнчила рассказывает о том, что крестьяне как последние представители традиционной парадигмы в Румынии верили в то, что у животных есть душа. Более того крестьянки, которые должны были собирать шелковичных червей, оплакивали их гибель и сопровождали их ритуалами так, как если бы то были люди.

Схожее представление о природе мы находим и у большинства архаических народов, где на многие, если не все виды животных распространяются паттерны человеческого поведения.

Василие Бэнчилэ отмечает принципиальную разницу между отношением к природе человека Традиции и человека Модерна. Человек Модерна отрицает своё трансцендентное измерение, признаёт себя вариацией животного, но сближается в итоге не с животными, а с машиной. Напротив, человек Традиции чётко осознаёт своё отличие от животного, однако его человечность столь сильна что не замыкается в нём самом и распространяется на животных.

Не человек идёт в «общество» животных (где находит вовсе не животных, а машинерию,) а живой мир интегрируется в тотальную человечность мира Традиции.

«В старом обществе человек считал себя сущностно иным чем животные, но сближался с ними по любви», - говорит Бэнчилэ. - У римлян был день, когда они украшали животных коронами. И румынский народ достиг такого духовного общения с животными, что в некоторые моменты вводил их даже в свою религиозную общину».

«Духовная циркуляция» между миром человека и животных, таким образом, возможна в мире тотальной щедрой человечности, празднично и свободно делящейся самой собой. [Понятие "тотального человека" использует Лучиан Блага в «Космологической трилогии», говоря, как раз о человеке как существе, экзистирующем в горизонте тайны и откровения.]

Такая полноценная человечность для Бэнчилы проявляется в опыте народного праздника, как усмирении непосредственного в пользу трансцедентного, как в усмирении времени в пользу вечности, как в земном ожидании рая, моментах величайшего духовного опыта и аскезы, максимальной концентрации.

«Идея праздника - это идея тотальной организации существования, - утверждает Бэнчилэ. - Потому что праздник - это хоровод приобщения к реальности, со всеми ее необходимыми, возможными, вообразимыми или только предполагаемыми аспектами. Это общение с трансцендентным; это общение с космической природой, это взаимодействие с обществом, это даже общение с животным и растительным миром, и, наконец, общение с самим собой посредством сдерживания или устранения противоречий, разочарований, требований».

В аутентичном празднике человеческое в броске к трансцедентному осуществляет парадоксальное сближение с животным и растительным миром, но уже вне пределов непосредственно данного, через открытие измерению тайны, находящейся не только вовне, но и по ту сторону вещей.

«Человек, живущий праздником, - это живой человек, даже биологически связанный с жизненной силой природы, которую, несмотря на всю свою одухотворенность и несмотря на все её иногда противоположные проявления, не оставил», - отмечает философ.

Если подытожить размышления Василия Бэнчилэ и выводы, которые можно из них сделать, то можно прийти к следующему: только возвращение к фигуре «тотального человека», цель которого не существование в мире непосредственно данного, а бросок к трансцедентному, обращение к Традиции и праздничному, открытому вечности существованию, может позволить вернуться к ощущению космического единения между животным миром и миром человека.

Такая позиция Бэнчила с одно стороны коррелирует с антропологией Лучиана Благи, а с другой – с православным учением о человеке как микрокосме, от которого зависит облик и процессы в окружающем его мире (поэтому грехопадение человека означало и искажение всей тварной и телесной природы космоса, а не только его самого).

Иначе говоря, спасти природу можно только если спасти человека.

Можно выразить ту же мысль и иначе: только фигура тотального человека распространяющего свою человечность и на живой мир позволяет этому миру быть по настоящему живым, позволяет находить в мире живое и ценить его. Живой мир оказывается отблесками этой тотальной человечности. Именно поэтому, потеряв её и начав двигаться в направлении мира объектов, человек признавая себя «животным», от живого мира всё более отдаляется и сближается с неживой машиной.

Живое живо, актуально и важно лишь для по-настоящему живого человеческого субъекта. Для мира объектов жизнь – это всего лишь одна из флуктуаций материи и нет никаких критериев, по которым следовало бы предпочесть жизнь не-жизни, кроме критерия человечности или аналогии с человечностью. В таком случае и само экологическое сознание, мысль, озабоченная сохранением природы может быть порождена только всё ещё сохраняющейся человечностью. Важно, чтобы она была направлена в сторону сохранения и усиления этой человечности, только тогда такая интенция сможет проявить себя аутентично и добиться сохранения и спасения природы. В ином случае не будет ни того, что можно было бы сохранить, ни того, кто бы захотел и смог сделать это."

Date: 2021-01-05 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Животные (https://www.livejournal.com/category/zhivotnye?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-01-05 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] starrukin.livejournal.com
Мне кажется тут есть еще один слой содержания. Под природой имеется ввиду не материализм или поклонение природе. Это все прикрытие для сегрегации, которая нужна что бы элиты смогли сохранить доминантность в разваливающимся обществе первого мира. И, как ни случайно, сегрегация и есть природный способ организации стайных животных.

Profile

swamp_lynx: (Default)
swamp_lynx

December 2025

S M T W T F S
 123 45 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617 181920
2122 23 24 25 26 27
2829 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 12:46 am
Powered by Dreamwidth Studios