swamp_lynx: (Default)
[personal profile] swamp_lynx
В журнале Иванов-Петров тема о простом народе, есть ли он сейчас или его нет. Насколько понимаю, вопрос очень близок интеллигенции, которая заинтересована в том, чтобы этот народ просвещать и делать современным, чтобы он перестал быть архаичным. Результат этого просвещения мы можем наблюдать прямо сейчас. Собственно, простой народ усилиями в том числе интеллигенции и был сконструирован.
Если человек считает, что знает жизнь, то это простой народ. Простака отличает убеждённость, что за ним есть власть, что у него права. В этом смысле сейчас простой народ — это все. Само разделение на простой народ и элиту основано на обмане (тайне, которой владеют посвященные) и возникло в истории относительно недавно. Но элита опростоволосилась, так что выпендриваться больше не получится, все в одной лодке.
По понятным причинам (простые времена создают слабых людей, слабые люди создают трудные времена) народ ждут тяжёлые испытания. И единственным шансом на выживание будет опять стать непростым. Тёмные века — светлое будущее человечества, которое задыхается в своей простоте.

[livejournal.com profile] uhum_buheev: Пьер Бурдье называет устоявшийся набор социальных отличий "габитус", там много всего. Мне запомнилась одна черта, присущая правящему классу - у них нет никаких иллюзий насчет социальных институтов. Они вообще, как правило, равнодушны ко всяким идеям, недаром Мэтью Арнольд в XIX веке называл аристократию "варварами". В этом смысле правящий класс похож на придонные слои общества, у тех тоже нет иллюзий, свойственных средним классам и пролам, хотя и по другим причинам.

По-английски еще говорят про top-out-of-sight class. Земли много, дом не виден с дороги. Очень приватны. Большая часть активов принадлежит каким-то непрозрачным оффшорным трестам. Плохо гуглятся. Соседи знают, что они небедные, но суммы, даже приблизительно, узнать едва ли возможно.

А "простонародье" — не социологический термин, а пропагандистский.


Андрей Парибок. Позвольте считать себя Александром Филипповичем (учеником Стагирита), когда он стоит перед гордиевым узлом.
"Трудная проблема сознания" - такая же надутость, как якобы "непостижимость Пресвятой Троицы" И то, и другое быстро и несложно разрешается. Вот только сообщества, держащиеся за пустышку как за спасательный круг, того не хотят.
Подлая, вообще говоря, манера: объявить от балды нечто неразрешимым и непостижимым. Это хитрое злоупотребление властным ресурсом.


[livejournal.com profile] civil_engineer: Смешно смотреть на то, как либеральная интеллигенция ползает на коленях, кается на партсобраниях и увольняется из-за модных харрасментов и абъюзов.
Ну, что поделаешь, приходится чем-то жертвовать - или кем-то жертвовать - во имя очередного передового учения. Когда-то так побеждали левый и правый уклон, чистили троцкистов, бухаринцев, затаившихся меньшевиков или космополитов, ну а теперь - токсичных маскулинных шовинистов. Зато свет прогресса сияет.


[livejournal.com profile] sandrina: Возможно, простой народ — это люди, которые довольствуются тем, что есть (изредка выигрывая в каких-нибудь лотереях, конечно, но как факт). Которым не нужно больше в силу сложившихся представлений о себе и своем месте. И которые считают себя равными в своем кругу.

Частично этому можно противопоставить такое явление как элитарии духа, но чем ниже планка у "довольных тем, что есть", тем более размыто и это понятие.

Отдельно имеется элита номенклатурного характера — отчасти самопровозглашенная, но почти всегда живущая в парадигме "я — начальник, ты — дурак", даже если начальник совсем маленького масштаба а-ля привратник на входе. Высший класс — это как бы люди, от решений которых зависит что-то большее, но зачастую максимум отличия современного начальника — это исключительно сам факт его положения и иногда — возможность навязать свою парадигму видения ситуации. В этой среде высока конкурентность, но столь же часто отсутствует наследственность \ преемственность.

Пока что сохраняются где-то элиты наследственные, родовые, однако и эта прослойка становится жиже с каждым поколением, имхо.

Все это порождает определенную нестабильность по линии "народ-элита", хотя так называемая элита весьма озабочена навязыванием обществу своей отличности от народа. Это забавно хотя бы потому, что элитарность предполагает реальную разницу интеллекта, целей и тп, а не только позиционированную в силу то ли комплексов, то ли страха быть как все. А страх есть, поскольку в так называемых современных элитах, возможно, очень неплохо понимают, что разница, по сути, стремится к нулю.


Оноре де Бальзак. Скряги не верят в будущую жизнь, для них все — в настоящем. Эта мысль проливает ужасающий свет на современную эпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньги владычествуют над законами, политикой, нравами. Установления, книги, люди и учения — все сговорилось подорвать веру в будущую жизнь, на которую опиралось общество в продолжение восемнадцати столетий. Ныне могила — переход, которого мало боятся. Будущее, ожидающее нас по ту сторону Реквиема, переместилось в настоящее. Достигнуть per fas et nefas земного рая роскоши и суетных наслаждений, превратить сердце в камень, а тело изнурить ради обладания преходящими благами, как некогда претерпевали смертельные муки в чаянии вечных благ, — такова всеобщая мысль! (via ne_sbylos).


Александр Дугин. Мы живём в последней стадии материальной цивилизации.
· Важно учение о социокультурной динамике Сорокина. Чтобы описать структуру или логику общественных систем, он предлагает концепцию трех типов общества: идеационный (идеациональный), идеалистический и сенситивный (чувственный).

· Идеациональный – все ценности общества полностью трансцендентны. Земное бытие рассматривается как ничтожное, как иллюзия, а духовный мир, посмертное существование рассматривается как полнота. Человек может страдать на земле и быть лишенным всего, но это ничто перед тем духовным возмездием, которое он получает после смерти. Самым ценным становятся аскеза, простота быта. Общество с радикальной духовностью. Примеры - раннеисламское общество, средневековое европейское общество и другие. Идеал смерти, идеал посмертного бытия; важно небо, а земля не важна.

· Идеалистическое общество стремится воплотить идею в материю, земля тоже учитывается, определённым образом культивируется. Смена идеационального порядка довольно существенна – это смешанная форма.

· Чувственное общество признаёт только земное бытие, что есть лишь тело и наслаждение, гуляй и живи – всё равно ничего не будет. Оно вынимает трансцедентальную ось.

· По Сорокину, между тремя обществами есть логическая последовательность, строго определенная смена режимов. Первая стадия – полная доминация духа и брезгливость к материи, далее ослабление духовного начала, а затем материя преобладает и изгоняет дух.

· С т.з. Сорокина, мы живем на последней стадии сенситивного общества. После сенситивной культуры никогда не приходит идеалистическое общество – обратное движение невозможно, по Сорокину.

· Когда материализм дойдет до крайности, придет идеационный порядок, который просто уничтожит эту цивилизацию. Исправить это невозможно – можно начать заново. И то общество, которое будет построено на руинах глобалистской либеральной цивилизации, будет противоположным ей. Оно не просто ограничит одержимость материальностью и комфортом, а просто под корень вычеркнет все материальное.

· Так описал свой социологический апокалипсис Сорокин. Это очень неутешительный вывод для нашей цивилизации. В ответ на одержимость материей придет уничтожение этого ада и создание травматически жёсткой реалии.

Date: 2023-10-23 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2023-10-24 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com

Нам некуда возвращаться)). Нужно идти дальше


Ничего нельзя восстановить. Это одно из стандартных исторических заблуждений - вернуться к корням, восстановить культуру, как будто это какой-нибудь асфальт подновить. Нет, ничего нельзя восстановить. Можно только снова двигаться в каком-то направлении, уже когда-то заданном, в тогдашних обстоятельствах, но двигаться теперь - исходя из нынешних обстоятельств.


Никуда нельзя вернуться. То есть возвращаться нам просто некуда. Факты памяти - это не указание на существующее и поныне место - веры предков, прерванной традиции, рая и чего угодно. Прервавшись один раз, традиция исчезает навсегда. Прерванная жизнь исчезает. Ее поток унесется, чтобы проявиться где-то еще, но это уже не будет прежним. Странно в обыденной жизни спокойно и зрело принимать факт необратимости жизни, а в более крупном масштабе - думать, что можно что-то восстановить, как будто это "что-то" где-то только и ждет, чтобы мы пришли и "восстановили" его. Такой самообман необходим, пока не осознан.


Надо просто понять наконец, что следы воплощения идей в истории нашей страны и мира - это просто музейные экспонаты жизни. И потому важно философствование как ежедневное усилие самоактуализации, нужно предъявлять каждый день действительные основания необходимости своей жизни среди других жизней. И в этом смысле ничего нельзя восстановить, можно двигаться, используя что угодно из бывшего, но оно уже никогда не будет в наших руках тем, чем было когда-то в чьих-то руках там, в истории.


ЗЫ: И в этом смысле сразу понятно - могут ли православные, неоязычники, свидетели коптской тайной церкви и любые другие сообщества что-то предложить сегодня, потому что того, на что они опираются, уже нет и больше никогда не будет. Есть ли у них сила духа создать сегодня что-либо, кроме самодвижущихся музеев артефактов прошлого? Ибо культура склонна к самоконсервации - именно для того, чтобы никто из последующих не мог обмануться ею и обмануть ею жизнь вокруг себя.


Честность параллелей - в истоках лабиринта,


Жажда пустых нарисованных вен,


Это сон иероглифа о победе над смыслом,


Лишенный времени плен.

Date: 2023-10-24 02:03 am (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
В 15-16-м веке русские цари обосновывали свои реформы возвращением к старине. Страна развивалась, расширялась. А вот прогресс — это иллюзия и проблемы сегодняшнего мира, что эту иллюзию пытаются искусственным образом продлить.

Date: 2023-10-24 02:08 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com

Эти обоснования царей — чисто идеологический ход, по сути, манипулирование на благо государства и народа. Вернуться к старине на самом деле невозможно, её (старины) уже нет)). Использовать кирпичи от бывшего некогда здания не то же самое, что использовать здание.

Edited Date: 2023-10-24 02:11 am (UTC)

Date: 2023-10-24 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Народ ведь чувствует, что прогресс — это куда-то не туда, что его можно использовать как тактический манёвр (Пётр обосновывал, что Европа нам нужна на несколько десятков лет), но главная цель — старина.
Тёмные века, разрушившие прогрессивную Античность, были благом, которые позволили выбраться из тупика. Китай так проходит через длительные, жесточайшие кризисы, возвращаясь к своим основам.

Date: 2023-10-25 12:21 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com

Конечно. Всё циклично, но невозвратно.

Date: 2023-10-25 12:28 am (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Возврат к старине — это возврат к вечности, а не механическая попытка повторить прошлое.

о.Павел Флоренский: «Время должно быть ритмически расчленено, чтобы сознаваться временем. Тогда только время может быть рассматриваемо как единое. Но расчленяющие его сроки не были бы таковыми, если бы они были только сроками времени как однородной среды , т.е. если бы не были качественно индивидуализированными, качественно своеобразными, каждый по-своему. Каждый срок должен быть единственным в своем роде, предельно своеобразным <…> Время, чтобы быть, должно быть пронизано началом вышевременным, сеткою вечности, дающую нам не плыть с временем и тем перестать замечать его, а стоять над временем и поэтому сознавать его текучесть».

Западное понимание времени — это бесконечный бег от вечности.

Date: 2023-10-25 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com

Люди понятия не имеют о природе времени и говорят об этом в контексте событий разного масштаба. Вечность имеет такой характер, что от неё нельзя ни убежать, ни вернуться в неё — человек не властен над тем, что находится вне пределов его понимания и крайностей бытия и небытия. Поэтому все разговоры на эту тему довольно бессмысленны. Возврат, ренессанс и прочие кунштюки могут иметь место в символическом смысле, а в практическом для этого нового, но не "прогрессивного" движения должны возникнуть реальные энергийные условия.


Date: 2023-10-25 01:40 am (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
"От неё нельзя ни убежать."

Но можно убегать, жить в иллюзии прогресса, который вечность отменяет. В этом и суть последних нескольких веков. И то с чем русские цари боролись, говоря о возвращении к старине.

"Должны возникнуть реальные энергийные условия."

Скорее, надо подумать, а почему энергии нет. Её нет, потому что человек оказывается оторван от старины.

Date: 2023-10-25 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] nandzed.livejournal.com

Ну, действия человека в состоянии обусловленности и даже поглощенности иллюзиями можно обсуждать бесконечно, но в этом нет большого смысла, если люди не переходят к практике)). Русские цари были так же обусловлены, как и все люди, просто несколько иными кармическими причинами. У меня нет иллюзий на их счёт)).



Энергийная ситуация в данном случае — общемировая, и от того, что вы размышляете о ней, она, честно говоря, нимало не меняется, потому что это метапроцессы, в которых люди — пассивная составляющая, по природе своей и своему актуальному состоянию развития. Ситуация зреет и движется, особо не сильно завися от нынешних людей, поскольку современность это не тот масштаб, на котором нужно понимать такие вещи. Стоит смотреть с века 12-15-го. Кстати, очень хорош в этом (касаемо зарождения буржуазии) оказался Вернер Зомбарт, в сети есть в свободном доступе. Впрочем, есть и более редкие материалы относительно роли черной венецианской аристократии средних веков в том, что происходит сейчас.





Date: 2023-10-24 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] uhum-buheev.livejournal.com
> простой народ усилиями в том числе интеллигенции и был сконструирован
Да, не без того. "Утром мажу бутерброд, сразу мысль, а как народ"

Date: 2023-10-24 03:37 am (UTC)
From: [identity profile] fly-in-fish.livejournal.com

Сорокин с Дугиным, писец эксперты. Сорокин из плеяды фантазеров серебряного века, Дугин некромант из южинского кружка. Наука!

Date: 2023-10-24 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] ducde.livejournal.com

Интересно, насколько счастливой элите хватит времени пребывать в ах-состоянии out-of-sight class? Думаю, от силы на одно поколение, да и это не гарантировано.


Date: 2023-10-24 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] Валентин Байгильдин (from livejournal.com)

Надо вернуть Русского Христа -Андрея Глебовича Давыда, от которого зависит жизнь каждого отрока


Image

Date: 2023-10-24 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] senso-n.livejournal.com
Считаю нас с мужем самым что ни на есть простым народом.

Date: 2023-10-24 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
Я от психолога слышал, что непростым сейчас может быть только глава достаточно крупного государства :)

Date: 2023-10-24 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] cambria-1919.livejournal.com

Последнее — обставленная латинизмами для понтов пресловутая теория этногенеза Льва Гумилёва. Дугин скатился к Сорокину? Цивилизация далеко не едина, и в ней всегда есть скрытые почки роста.

Date: 2023-10-24 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] punnja.livejournal.com

Ну вот, блин. Только вроде начали жить, кругом механизация и автоматизация, компьютеры, сети. Можно расслабиться и полежать. И тут приходит Дугин и Сорокиным и вещает, что всё, ребятки, грядет пипец. У них нет других категорий, кроме заплесневевших "материи" и "духа"? Чудовищная нищета духа.

Date: 2023-10-24 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] hotmysl.livejournal.com

=интеллигенции, которая заинтересована в том, чтобы этот народ просвещать и делать современным, чтобы он перестал быть архаичным=


В этом заинтересованы круги, которым вместо "человека-творца нужен грамотный потребитель". А интеллигенция это лишь их обслуга.


Date: 2023-10-24 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com

Интеллигенции стоило бы расслабиться, так как она как раз попадает в категорию "простого народа" — поскольку в реальности ни в каком отношении не входит в настоящую элиту.

Date: 2023-10-24 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kosmopoliten.livejournal.com

Для начала диспута необходимо определить что включает в себя понятие " простой народ?"


Кто это ? Бабки из команды " мы за путина", или те кто сделал ноги в другие страны?


Date: 2023-10-24 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] swamp-lynx.livejournal.com
И те, и другие, естественно.
Page generated Jan. 15th, 2026 04:48 am
Powered by Dreamwidth Studios